Игры с детьми 2 5 года дома

Игры с детьми 2 5 года дома

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка:  «Сейчас построю башню», — говорит он и начинает выполнять задуманное. 

Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно. 

Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.

 

Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:

 

  • Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.

  • Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.

  • Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.

  • Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.

  • Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.

 

Условно, игры можно разделить на три группы:

Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.

Дидактические игры – это развивающие и обучающие игры: сортер, вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т.д.

Игры с правилами — это настольные игры, например, лото, домино, и подвижные игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».

 

Сюжетно-ролевые игры.

На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать), а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), в воспитательницу (кого-то ругает), доктора (ставит градусник), шофера (ведёт машину), продавца (продает товары), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).

Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:

— Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.

— Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка). 

— Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».

— Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.

— Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».

— Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».

— Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».

— Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п. 

— Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».

— Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

— Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».

— Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»

—  Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»

— Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д. 

— Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

 


Дидактические игры и игры с правилами

На третьем году жизни ребенок начинает более свободно ориентироваться в окружающих предметах. Осваивая в дидактических играх действия с предметами, ребенок продолжает накапливать сенсорный опыт (осваивает цвет, форму, величину, количество, соотношение частей и т.д.), учится мыслить, у него развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение; совершенствуется мелкая моторика. 

Проведение дидактических игр и игр с правилами предполагает:

— эмоциональную заинтересованность малыша; 

— ознакомление ребенка с содержанием игры: обыгрывание ситуации, показ картинок, предметов, краткие пояснения;

— объяснение правил игры: что надо делать, что нельзя делать, как играть;

— показ игровых действий: взрослый показывает, как играть, ребенок параллельно или последовательно повторяет;

— поддержку взрослого, который поощряет, помогает, советует, напоминает и т.д.; 

 

В ходе проведения игр дидактического характера и игр с правилами:

— Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок придти к положительному результату.

— Предоставьте малышу возможность самостоятельно участвовать в игре, активно обсуждайте ход игры. 

— После игры подведите ее итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребенка (чтобы в впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).

— Чтобы игра лучше усвоилась ребенком, желательно, сыграть в неё 3-4 раза, но только при условии явного интереса со стороны ребенка. В противном случае, повтор игры следует отложить до другого раза. 

— Иногда ребенок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины такого поведения: если ребенку неинтересно – попробуйте заинтересовать его, если ребенок «не в настроении» — отложите игру до лучших времен, если ребенку стало скучно — усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. 

 

Статьи по теме:

Во что поиграть с ребенком

Пособия «Школа Семи Гномов» 2+

 

Автор: Дарья Колдина

 

 

 

 



Source: shkola7gnomov.ru


Добавить комментарий