Как ребенка заинтересовать учиться читать
24 апреля 2017 3398
В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.
Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.
Соотношение класса и необходимой скорости чтения:
- 1 класс – минимум 3 слов в минуту;
- 2 класс – более 50 слов в минуту;
- 3 класс – от 70 слов;
- в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
- в средней школе – от 120-150 слов в минуту.
Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.
Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.
Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.
Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:
- увеличение словарного запаса;
- развитие логического, пространственного мышления;
- скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
- навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.
Чем лечить кашель при беременности
, можно узнать из нашей публикации.
Способы определения беременности до задержки можно узнать из этой статьи.
Отсюда вы узнаете, как по последним месячным посчитать дату родов.
Причины медленного чтения
Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:
- Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
- Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
- Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
- Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
- Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
- Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.
С чего начинать обучение
Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:
- устранить причины низкой скорости, о которых говорилось раньше;
- развить у ребенка интерес к процессу, поэтому лучше всего проделывать упражнения в форме игры, хвалить и придумать маленькие награды (поход в кино, прогулка, но не поощряйте деньгами);
- заготовить или закупить материалы для занятий (карточки, таблицы и т.д.);
- обзавестись литературой подходящей по возрасту ребенка и обязательно интересной ему (поэтому учитывайте и увлечения);
- соблюдать регулярность занятий, но делать их недолгими (до 30 минут за раз).
При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.
Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.
Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.
Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:
- Во время прогулки, тренируйтесь в поиске предметов на определенную букву. Предложите найти вокруг предметы с названием на букву Н (или любую другую), не оставайтесь в стороне и присоединяйтесь к своему малышу. Такое простое упражнение будет интересно и поможет развить память, внимательность, словарный запас и мышление.
- Чтобы увеличить навыки предугадывания слов, можно использовать и упражнения на составление. Обзаведитесь кубиками с буквами и предлагайте малышу составлять из предложенных букв отдельные слова, чем больше их будет, тем лучше. Не нужно брать сразу много, возьмите всего 10 кубиков и экспериментируйте с ними.
- Еще один вариант – это составление слов не из отдельных букв, а из слогов. Для этого можно купить карточки или сделать самому (что очень просто). Возьмите около 10 небольших слов (на 2-3 слога) и разделите его на 2 части, записав слоги на разных карточках. Предложите малышу составить целые слова. Дальше можно добавить более сложные конструкции, разделив их на 3-4 части.
Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет
С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.
Как научить ребенка в 1 классе читать быстро и легко? Для уроков по увеличению скорости подойдут разные методики чтения. Они сделают этот процесс более интересным и будут развивать мышление малыша:
- Параллельное чтение. Для этого упражнения понадобятся два одинаковых текста. Один читаете вы, а по-другому малыш следит за вами. В любой момент можно остановиться и попросить найти какое-либо прочитанное слово или прочитать последние несколько слов.
Можно также просить продолжить чтение, сославшись на то, что устали. Через несколько предложений поблагодарите и продолжите сами. - Чтение отрывка на время. Выберите тест, знакомый ребенку и предложите прочитать отрывок. Засеките минуту и потом подсчитайте количество слов. Заинтересуйте прочитать еще раз, сказав «я знаю, что ты сможешь больше» или что-то в том духе. Снова засеките минуту и дайте читать тот же отрывок.
Второй раз ребенок прочитает уже больше слов и начнет читать неизвестный текст. Похвалите его и скажите насколько больше он смог прочитать, ребенок будет доволен своими успехами и с радостью согласится делать так и дальше. - Жужжание. Эта методика направлена не только на развитие скорости, но и на увеличение концентрации. Ребенок должен читать текст молча, а вслух в это время жужжать. Это техника хоть и странная, но при регулярных занятиях покажет хороший результат и обязательно понравиться малышу.
Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:
- Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
- Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
- Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.
Программа беглого чтения для детей старше 8 лет
Рассмотрим, как научить ребенка читать быстро и правильно, начиная со 2 класса и выше. Для детей постарше нужно усложнять нагрузку. Делать упражнения более сложными, ставить перед ними определенные задачи.
Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.
Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.
Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:
- Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
- Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
- Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.
Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:
- «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
- Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
- Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.
Как быстро научить ребенка читать по-английски
Научить ребенка читать по-английски сложнее чем на родном русском.
Это связано с частой проблемой, когда читается не так, как пишется. К тому же в английские слова не читаются по слогам и приходится произносить слово полностью.
Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:
- Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
- Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок. - Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.
Советы родителям
При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.
Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.
Еще несколько важных моментов:
- сделайте процесс интересным и увлекательным, постоянно подогревайте интерес;
- не забывайте хвалить малыша за достижения, а вот ругать за промахи категорически нельзя;
- делайте занятия разнообразными, используя не только разные способы чтения, но и развивающие упражнения;
- помните, что скорость чтения напрямую зависит от мышления, внимания, словарного запаса и умения концентрироваться;
- сделайте чтение не обязанностью и рутиной, а увлечением и полезной привычкой, для этого покупайте интересные малышу книги, читайте вслух и предлагайте читать истории по очереди;
- тренируйтесь в пересказах книг, которые сейчас читаете; просите не только ребенка, но и говорите сами (естественно, адаптируя историю под понимание малыша).
А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.
Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.
Source: nektarin.su