Поступать

Поступать

Я получил диплом более 10 лет назад и моё мнение несколько отличается от мнений тех, кто только что поступил, или заканчивает учебу. Не претендуя на истину, предлагаю подумать, НА ЧТО вы собираетесь потратить 5 лет жизни.

 Итак, получив диплом, я работал на должностях примерно соответстующих полученной специальности в нескольких фирмах, после чего пробовал себя в совершенно новой сфере. На сегодняшний день могу сказать, что мне мой диплом не пригодился и соменваюсь, что понадобится в дальнейшем. Среди друзей и знакомых разных профессий, есть те, кто работает по специальности и им «пригодились» знания из ВУЗа, но таких меньшинство. Кто-то получил диплом, закинул подальше и работает в совершенно другой сфере. Кто-то поработал пару лет по специальности и пошел учиться на второе высшее,  в  полностью другую специальность. Есть даже те, кто получив два высших по разным специальностям, проработал много лет в должности, не связанной ни с одним из них и сейчас вновь в поисках новой профессии. Много тех, кто работает «примерно» по специальности, но по фактически ни сам диплом ни знания из ВУЗа им не пригодились. Всё, чего они достигли — результат практической работы на предприятиях и постоянного саморазвития в профессии, прохождения курсов, тренингов и т.д.

Задайте себе вопрос: 

А ЗАЧЕМ МНЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Что Вы надеетесь получить в обмен на 5 лет Вашей жизни? 

1 . Вы полагаете, что станете специалистом? Шансы на это невелики и очень зависят от самого ВУЗа. Уровень высшего образования в России крайне низок. Наша система высшего образования является одной сплошной имитацией и очковтирательством. Одни делают вид, что учат, чтобы отчитаться перед руководством и получить зарплату, а студенты делают вид, что учатся, чтобы получить заветную «корочку». Лишь в отдельных учебных заведениях бывают отдельные преподователи — фанаты своего дела. Вот к ним, возможно, стоит идти. 

2. Вы думаете, что с «дипломом» Вас сразу возьмут на работу? Как бы ни так! Дипломов ВУЗов сейчас, как грязи. Они сейчас чуть ли не у каждого бомжа и гастрабайтера есть. И работодатель смотрит на эту бумажку, как на дополнение к паспорту: она быть должна, но ничего не значит. Всем нужен специалист с ОПЫТОМ. А умный работодатель даже не обратит внимания на её отсутствие.

3. Вы уверены, что выбранная специальность Вам подходит? Подумайте, как будет обидно, поработав пару лет по полученной специальности, понять что Вам это не интересно, что это совсем не то, что Вам нужно! А вы уже потратили 5 лет на ненужную профессию. Так не лучше ли сначала поработать в этой сфере какое-то время, а потом пойти учиться четко понимая что тебе нужно?

4. Вы уверены, что для Вашей специальности вообще нужно Высшее образование? Значительная часть современных профессий не требует высшего образования. Рядовой бухгалтер, маркетолог, программист, дизайнер, верстальщик, инженер-техник, администратор, логист …(список можно продолжать)  и четыреста сортов «менеджеров» не нуждаются в Высшем образовании!!   Объем необходимых проф. знаний для рядового специалиста можно прекрасно уместить в двухлетнюю учебную программу. 

Вы скажете «ну это рядовому не надо. А если я хочу расти и стать Главным/Ведущим специалистом, или руководоителем отдела/направления/подразделения?» А я отвечу «вот если дорастёте до этого уровня, то можете пойти доучиться. Если сочтете нужным». Нужно отдавать себе отчет, что кто-то из Вас просто «не потянет» эти должности, другой через год-два работы поймет, что это вообще не его сфера и будет искать другое занятие, а третий обнаружит, что, занимаясь самообразованием, он давно обогнал коллег с институтскими корочками.

5. Еще кто-то возразит «но как же так? Ведь сейчас высшее образование стало нормой для современной молодежи?» Да, стало. И это ужасно. Высшее образование обесценилось, превратилось в формальность, в фикцию, в показуху. Если раньше диплом получали лишь действительно высокообразованные люди, имевшие, как способности, так и желание 5 лет усердно работать над собой, то сейчас диплом стал приложением к школьному атестату, своеобразной справкой о вменяемости.  Даже троечник, который и школу-то с трудом осилил стремится поступить в ВУЗ и потом 5 лет носит деньги туда. Зачем? А затем, что «так положено», чтоб не быть «хуже всех», «чтоб на работу взяли». А придурошные кадровики, в свою очередь, требуют диплом при приеме чуть ли не у уборщиков.

Спрос рождает предложение и чиновники минобразования разрабатывают учебные стандарты высшего образования на «средне-специальные» специальности, ЗАПОЛНЯЯ 5 лет обучения ХОТЬ ЧЕМ-НИБУДЬ: общеобразовательными дисциплинами, тремя видами математики и другими высшими материями. В итоге весь объем 5-летней программы обучения можно разделить на 3 категории: 1) предметы вообще не относящиеся к специальности, 2) академические предметы, теоретически связанные со специальностью, но на практике не используемые. 3) Предметы по специальности. Как правило, третья часть — самая маленькая. Как Вы думаете, способен студент, который только начинает постигать профессию, «отделить зёрна от плевел»и среди огромного массива бесполезной и малополезной информации выделить самую нужную и сосредоточиться на ней? Особенно, если это «середнячок», которой и в школе учился на 4-3. А вот вам ещё вопрос: вы хорошо помните предмет, который изучали 3-4 года назад и с тех пор им не занимались? И самое сладкое: вся учебная программа находится в постоянно устаревшем состоянии. Знания, которые Вам дают, были актуальны 3-5-10 лет назад.

И вот теперь представьте этого «дипломированного специалиста», у которого  в голове  каша из обрывочных, на 80% бесполезных, не связаных между собой и устаревших знаний, которые он никак не применит на практике. В реальной работе на предприятии — это полный ноль, который отличается от «человека без диплома» лишь чуть более богатым словарным запасом. Такой «специалист» первые полгода является обузой для предприятия и приносит убытки, т.к. требует постоянного внимания других сотрудников, которые вынуждены обучать его и исправлять его ошибки. Через полгода такой сотрудник может самостоятельно выполнять простые задачи, а более-менее квалифицированным кадром станет через 1,5-2 года. Если не идиот. Фактически, предприятие делает из выпускника специалиста. Поэтому грамотные кадровики смотрят не на диплом, а на опыт работы и, что ещё важнее, на место работы. Например, если человек  работал на среднем или крупном коммерческом предприятии, современном, динамично развивающемся, лидере отрасли, то с большой долей вероятности он окажется ценным кадром. Если же опыт был получен в государственных или муницпалных компаниях, где мизерные зарплаты и все работают спустя рукава, то его квалификация и работоспособность будут вызывать сомнения. 

 Подводя итог.

Если Вы не уверены в выборе специальности, если не уверены в качестве вашего учебного заведения и преподовательского состава — не поступайте. Не тратьте время, силы и деньги.  «Учиться никогда не поздно.» Ищите себя, пробуйте себя в новых делах, изучайте интересующую сферу самостоятельно и на различных СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ курсах и тренингах и пробуйте применяйть это сразу на практике. Корректируйте направление своего развития. И только найдя «свою» специальность и поработав в ней хотя бы пару лет, наработав определенную квалификацию и набрав практических знаний, вы поймёте каких академических знаний вам не хватает для дальнейшего роста. И после этого вы ОСОЗНАННО придёте в ВУЗ за КОНКРЕТНЫМИ знаниями. Либо осознанно не пойдете в него, поняв, что он не в состоянии вам дать то, что нужно.

 И учитесь нести ответственность за свою жизнь и принятые решения. Не стоит поступать по принципу «в институт бы я пошел — пусть меня научат». Никто Вас учить не будет. Никто, кроме Вас самих не сделает из Вас профессионала. И уж тем более нельзя идти на поводу родителей, которые в порыве медвежьей заботы, затолкают вас учиться куда им вздумается.



Source: TheQuestion.ru


Добавить комментарий